Магия и магические обряды, связанные с хлебом в Дагестане
Хлеб и хлебные изделия в Дагестане всегда являлись основной пищей на столе простых людей. Естественно, такой важный с точки зрения традиционного рациона продукт стал объектом магических действий и элементом магических обрядов. Почитание хлеба в суровых горных условиях объяснялось теми трудностями, с которыми был сопряжен процесс выращивания и доведения до стола мучных изделий. Ведь суровые климатические условия, работа на отвоеванных с превеликим трудом у природы клочках земли, ручной процесс обработки пшеницы и молотьбы не могли не способствовать возникновению почтительного отношения к этому продукту. В некоторых селах хлеб до сих пор не режут ножом, а разламывают руками: считается, нож может «поранить» и «обидеть» хлеб и тогда благоденствие («берекет») покинет дом.
О магической силе, придаваемой хлебу, говорит, например, тот факт, что до сих пор ронять хлеб на землю считается одним из серьезных грехов. Тот, кто случайно это совершил, должен извиниться и поцеловать выроненный хлеб.
В Дагестане до сих пор пекутся хлеба в виде зооморфных и антропоморфных существ. Как полагают ученые, в таком виде лепились своеобразные ипостаси божеств, покровительствующих плодородию и аграрному делу. Также символика хлеба была тесно вплетена в обрядовую сущность солярного культа, т. е. культа солнца.
Символ хлеба также связан с культом плодородия. Например, во многих селах Дагестана в праздник первой борозды пекли так называемую «Куклу борозды» - антропоморфную фигурку из теста. Куклы в форме женских фигур дарились девочкам женщинам как олицетворение культа Богини-Матери. Считалось, что таким образом женщина вкушает плоть божества, приобщаясь к той силе и могуществу, которой она обладает. Во многих селах хлебные куклы использовали хлебные куклы в обряде вызывания дождя.
О магической силе, придаваемой хлебным изделиям, можно судить и из того, что именно хлеб являлся и до сих пор является главным обрядовым продуктом в церемонии проведения свадеб. Прикосновение к хлебу означало приобщение к той силе, которой он обладает. Если, например, девушка, которую хотели засватать, принимала посланный матерью юноши хлеб, то это принималось как согласие на брак. Если же хлеб оставался нетронутым, то это означало фактический отказ.
Компания «Берекет» свято и неукоснительно соблюдает все каноны дагестанских традиций хлебопечения. Мы чтим традиции наших предков, их почтительное и уважительное отношение к хлебу, переданное сквозь века, является тем стимулом, который помогает нам печь очень вкусный и ароматный хлеб.
Нет комментариев. Ваш будет первым!